Символ Веры
Си́мволом ве́ры называется краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах.
Символ веры – не молитва (а исповедание веры). Ибо он не содержит обращений к Богу, Ангелам и святым.
Весь Символ веры состоит из 12 членов (предложений), и в каждом из них содержится высшая истина (догмат) православной веры.
1-й член говорит о Боге Отце, 2-й по 7-й – о Боге Сыне, 8-й – о Боге Духе Святом, 9-й – о Церкви, 10-й – о Крещении, 11-й и 12-й – о воскресении мертвых и вечной жизни.
| 1-й. Верую во еди́наго Бога Отца, Вседержителя, Творца Не́бу и земли, видимым же всем и невидимым. | Верую в одного и единственного* Бога Отца, Вседержителя, Творца Неба и земли, всего видимого и невидимого. |
| 2. И во еди́наго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единоро́днаго, И́же от Отца рожде́ннаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосущна Отцу, Имже вся бы́ша; | И во единственного Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, прежде всех веков рожденного от Отца; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, одного существа с Отцом, через Которого всё сотворено; |
| 3. Нас ради человек и нашего ради спасения сше́дшаго с Небес, и воплоти́вшагося от Духа Свя́та и Марии Девы, и вочелове́чшася; | Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с Небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечившегося; |
| 4. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пилате, и страдавша, и погребенна; | Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного; |
| 5. И воскре́сшаго в третий день, по Писанием; | И воскресшего в третий день, согласно Писанию; |
| 6. И восше́дшаго на Небеса, и седя́ща одесну́ю Отца; | И восшедшего на Небеса, и сидящего по правую сторону от Отца; |
| 7. И па́ки гряду́щаго со славою суди́ти живым и мертвым, Его́же Царствию не будет конца. | И вновь имеющего прийти со славою судить живых и мертвых, царству Которого не будет конца. |
| 8. И в Духа Святаго, Господа, Животворя́щаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланя́ема и ссла́вима, глаголавшаго пророки. | И в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклонение и слава Которому воздается наравне / вместе с Отцом и Сыном, говорившего через пророков. |
| 9. Во Еди́ну Святу́ю, Соборную и Апостольскую Церковь. | Во Единую Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь. |
| 10. Испове́дую еди́но Крещение во оставле́ние грехов. | Исповедую одно Крещение во оставление грехов. |
| 11. Ча́ю воскресе́ния мертвых. | Ожидаю воскресения мертвых. |
| 12. И жизни будущаго века. Аминь. | И жизнь будущего века. Аминь. |
Верую – уверен, убежден; Небо – духовный (невидимый, ангельский) мир; прежде всех век – вне условий времени, от вечности; единосущна Отцу – имеющего ту же сущность (природу, естество) которую имеет Бог Отец; Имже вся быша, – и Им, то есть Сыном Божиим, все сотворено; воплотившагося – воспринявшего человеческое естество (природу); вочеловечшася – сделавшегося человеком, подобным нам, но не переставая быть Богом; воскресшаго – ожившего после смерти: по Писанием – согласно со Священным Писанием, в котором зафиксированы предсказания о Его Воскресении, в том числе о том, что Он воскреснет из мертвых в третий день; восшедшаго – вознесшегося; седяща одесную Отца – сидящего по правую сторону (символическое выражение, означающее: равночестного и равносовершенного Отцу как Бог; почтенного высочайшей честью как Человек); паки – опять, во второй раз; Его же Царствию не будет конца – Царство Христа будет существовать непрестанно; Животворящаго – дающего жизнь; спокланяема и сславима – поклоняться Святому Духу и прославлять Его необходимо так же (не в меньшей степени), как Отца и Сына (вместе с Отцом и Сыном). Дух Святой не только единосущен, но и равночестен Богу Отцу и Богу Сыну; Глаголавшаго пророки – Дух Святой говорил через пророков; Соборную – Кафолическою: в частности, не ограниченную ни местом, ни временем, ни народом, заключающую в себе истинно верующих всех стран, времен и народов; исповедую – верю и открыто признаю; чаю – ожидаю; И жизни будущаго века – настанет после всеобщего суда вечная жизнь; Аминь – истинно так.
Когда появился Символ веры?
С апостольских времен, христиане пользовались так называемыми “символами веры” для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В древней церкви существовало несколько кратких символов веры. В 4-м веке, когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы пополнить и уточнить.
На Первом Вселенском Соборе были сформулированы первые семь членов Символа, на Втором – следующие пять. Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее в 325 г. по Рождестве Христовом для утверждения апостольского учения о Сыне Божием против неправильного учения Ария, считавшего, что Сын Божий создан Богом Отцом и поэтому не является истинным Богом. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе (Царьграде) в 381 г. для утверждения апостольского учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого. По двум городам, в которых состоялись эти Вселенские соборы, Символ веры носит название Никео-Цареградского.
На каких богослужениях совершается чтение или пение Символа веры?
Символ веры произносится принимающим Крещение (“оглашенным”) во время совершения Таинства Крещения. При крещении младенца Символ веры произносится восприемниками как подтверждение истинности их веры. Кроме того, Символ веры соборно поется верующими в храме за Литургией, читается ежедневно в составе утреннего молитвенного правила, входит в состав Полунощницы, Изобразительных и Великого повечерия.
Когда появилось наименование «Символ веры»?
Словосочетание «Символ веры» использовалось Церковью не сразу. В первые веха христианства вместо «Символ веры» говорили: «Изложение веры» или просто «Вера». Например, Апостольская вера Иерусалимской Церкви, Вселенская вера Антиохийской Церкви и так далее. Словосочетание «Символ веры» мы впервые находим у жившего в IV веке свт. Амвросия Медиоланского, в его Послании (XLII) к папе Сирицию I.
Почему Символ веры получил именно такое название?
Слово «символ» имеет греческое происхождение – σύμβολον. На церковнославянском оно звучит как «симво́л», с ударением на «о». Слово это возводит нас к древним временам, когда существовал следующий обычай. Люди разламывали дощечку, пластину и каждый оставлял себе одну ее половинку. Наличие этих половинок подтверждало договорные отношения. Такая пластинка и называлась σύμβολον, то есть символ.
Господь дал нам веру, мы её приняли, и она должна соответствовать вере христианской, а не представлять из себя что-то аморфное или самодельное. То, что мы говорим, думаем, делаем, исповедаем должно соответствовать тому, что заповедал Спаситель, тому, что сохранено в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.
Содержатся ли в Библии какие-либо аналогии Символа веры?
Прообраз Символа веры можно найти в Первом Послании к Коринфянам святого апостола Павла: «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам» (1Кор.15:3-7).
Как выучить Символ веры наизусть?
Достаточно совершать ежедневное чтение утреннего молитвенного правила (впрочем, как и вечернего), где содержится Символ веры, и хотя бы раз в неделю участвовать в Литургии, где также совершается пение Символа веры. Через некоторое время вы заметите, как Символ веры естественным путем войдет в вашу память.

Вопросы батюшке
Здравствуйте! 6 октября в 18.00 будет следующее Таинство Соборования
Добрый день, Мария Таинство Крещения в нашем храме совершается: — по субботам с 11:00 — по воскресеньям с 10:00 — по будням с 11:00 Предварительно каждую субботу проводятся в храме в 15.00 огласительные беседы перед Таинством Крещения
Служу ежедневно
Я считаю, что каждый может найти свой путь к Богу.