Новоначальным в вере
- Кто такие новоначальные?
На первый взгляд совершенно ясно, кто они. Это те, кто недавно принял крещение и только осваивается в Церкви. Однако такое определение едва ли подходит к нынешнему времени, когда очень многие крещены в детстве, и даже иногда посещают храмы, но зрелыми христианами их никак не назовешь…
На первый взгляд совершенно ясно, кто они. Это те, кто недавно принял крещение и только осваивается в Церкви. Однако такое определение едва ли подходит к нынешнему времени, когда очень многие крещены в детстве, и даже иногда посещают храмы, но зрелыми христианами их никак не назовешь. Новоначальный — категория не возрастная, ведь не «выслугой лет» измеряется духовный опыт. Скорее, это состояние человеческого духа, которое, к сожалению, может не меняться десятилетиями.
Тот, кто ничему не учится, всегда остается новоначальным. Разница между ним и настоящим христианином очень чуствуется в отношении к Церкви. Первый считает, что Церковь существует для него, для удовлетворения его «религиозных нужд». Второй, напротив, думает, что он существует для Церкви. Первый готов изменить Церковь и исправить её, второй готов измениться сам и желает своего исправления. Конечно, это сильное обобщение, но в наше время все чаще и чаще справедливое.
Новоначальным быть, в принципе, неплохо, как неплохо быть школьником, — плохо, когда этот период растягивается на всю жизнь. Задача новоначальных — не только усвоить какую-то сумму знаний, но и приобрести определенные навыки, т.е. привычки: привычку к молитве, к чтению Слова Божия, к исполнению заповедей Господних. Только многократным повторением доброе дело обращается в благой навык. Но и это — не все. Надо еще найти свое место и свое служение в Церковном организме, не замыкаясь на себе самом. Как сказал ап. Павел, носите бремена друг друга — и так исполните закон Христов.
- Что делать новоначальному?
Большое заблуждение в том, когда люди думают, будто для неба надо предпринимать большия и громкия дела. Совсем нет. Надобно только все делать по заповедям Господним. Что же именно? Ничего особеннаго, — как только то, что всякому представляется по обстоятельствам его жизни, чего требуют частные случаи, с каждым из нас встречающиеся. Это вот как…
Весь же строй христианской жизни таков: веруй в Бога, в Троице поклоняемого, спасающего нас в Господе Иисусе Христе благодатию Святого Духа, и, принимая благодатные силы чрез Божественные Таинства святой Церкви, живи по заповедям Евангелия, одушевляясь упованием, что Бог за малый посильный труд наш, ради веры в Господа Спасителя и послушания Ему, не лишит нас небесного.
Большое заблуждение в том, когда люди думают, будто для неба надо предпринимать большия и громкия дела. Совсем нет. Надобно только все делать по заповедям Господним. Что же именно? Ничего особеннаго, — как только то, что всякому представляется по обстоятельствам его жизни, чего требуют частные случаи, с каждым из нас встречающиеся. Это вот как. Участь каждаго Бог устрояет, и все течение жизни каждаго — тоже дело Его всеблагаго промышления, следовательно, и каждый момент, и каждая встреча.
Возьмем пример: к вам приходит бедный: это Бог его привел. Что вам сделать надо? Помочь. Бог, приведший к вам бедного, конечно, с желанием, чтобы вы поступили в отношении к сему бедному, как Ему угодно, смотрит на вас, как вы, в самом деле, поступите. Ему угодно, чтобы вы помогли. Поможете — угодное Богу сделаете, и сделаете шаг к последней цели — наследию неба.
Обобщите этот случай, — выйдет: во всяком случае и при всякой встрече надобно делать то, что хочет Бог, чтобы мы делали. А чего Он хочет, это мы верно знаем из предписанных нам заповедей. Помощи кто ищет? Помоги. Обидел кто? Прости. Сами обидели кого? Спешите испросить прощения и помириться. Похвалил кто? Не гордитесь. Побранил? Не сердитесь. Пришло время молитвы? Молитесь. Работать? Работайте, — и проч . и проч. и проч.
Если все это обсудивши, положите вы так во всех случаях действовать, чтоб дела ваши угодны были Богу, быв совершаемы неуклонно по заповедям, то все задачи вашей жизни решаются этим полно и удовлетворительно. Цель — блаженная жизнь за гробом; средства — дела по заповедям, исполнения которых требуют все случаи жизни. Мне кажется, тут все ясно и просто, — и нечего вам томить себя мудреными задачами. Надо выбросить из головы все планы о многополезной, многообразной, общечеловеческой деятельности, какою бредят нынешние умники, и жизнь ваша будет созерцаться вложенною в покойные рамки и без шума ведущею к главной цели. Помните, что Господь и стакана воды, поданного томимому жаждою, не забывает.
(Святитель Феофан Затворник (Говоров) «Что есть духовная жизнь…»)
- 1. Как молиться?
Вот нам говорят — молись. А все ли мы знаем следующую простую вещь: нужно знать, как надо молиться? Знаем ли мы, что молитвой можно нанести себе огромный вред? Повредить свою душу настолько, что отвратить себя от Бога и прервать всякое общение с Ним?
- Твёрдо запомни, что на молитве запрещено искать каких бы то ни было благодатных состояний. Молись так:
- внимательно, заключив свой ум в слова молитвы, потому что нельзя молиться, не слушая того, что произносишь;
- с благоговением и страхом, потому что ты обращаешься к Богу и предстоишь перед Ним;
- с сокрушением сердечным, — иначе о чем же тогда молить!, нельзя молиться, не переживая в себе того, о чем молишь;
- а чтобы все это у тебя получилось — молись неспешно .
Представь, что к тебе на вокзале подошел человек, и, равнодушно глядя мимо тебя, быстро-быстро скороговоркой несколько раз повторил: «УкралиденьгидокументынеосталосьнаобратныйбилетпомогитекточемможетХристаради». И требовательно протянул к тебе руку, ожидая денег, уверенный, что отказа не будет и ему должны сотворить милость. Что ты подумаешь о таком человеке? Ленивый наглый лицедей? Каково было бы к нему твое отношение?
А ведь к Богу мы не стесняемся обращаться подобным образом. Существует даже кощунственный, безобразный термин «вычитать молитвы». Это какому же богу такое надо? Что, Господу наши слова нужны? «Дай мне сердце свое, сыне» — говорит Он, а мы чем хотим отделаться? Словами. Да еще побыстрей-побыстрей, чтобы скорее вернуться к своим делам, с ощущением, однако, что мы исполнили положенное, и мы молодцы. Вычитали по-быстрому, и дело в шляпе, и спасение в кармане.
Душа молитвы — внимание. Сосредоточься весь на том, чтобы понимать каждое произносимое тобой слово и что вместе эти слова значат. А более ничего достигать тебе не надо. Если потребно, перед молитвенным стоянием изучи молитвы на предмет понимания, о чем они, к кому они. Если надо, спроси более опытных, что какое слово означает. Молясь, заключи свой ум в слова молитвы, и никуда его не выпускай. Если почувствуешь, что ум отвлекся, верни его силой назад. Вернись к тем словам молитвы, когда внимание к ней еще не было потеряно, и продолжи вновь с того места. Пример: тебе надо было три раза сказать «Господи, помилуй!». Если ты увидел за собой, что произносишь эти слова одним языком, не молясь, а ум твой занят другим, сейчас же останови свой язык, попроси прощения у Бога, и вернись к началу молитвы. И так всякий раз. При этом даже не ставь себе задачей исполнить молитвенное правило из молитвослова для мирян до конца — это тебе может оказаться и не по силам. Ставь себе задачей оставаться на молитве в полном внимании и ясном умне, не допуская рассеяния. Рассеялся — сосредоточься. Лучше пусть твоя молитва будет короче, но ты произнесешь ее, отдавая себе в ней отчет, а не как механическая трещотка, думая в это время о своем. Лучше пять слов умом, чем тьмы — языком. Перед молитвой выдели себе на нее определенное время, например, двадцать пять минут, хотя бы и будильник поставь, но становись на молитву забыв обо всяком времени, для того и будильник нужен. Возвращайся назад, чтобы победить рассеянность, столько раз, сколько потребуется. Со временем, ум твой поймет и полюбит благо внимания и уже не захочет молиться рассеянно. Получив навык сосредоточения, ты все меньше будешь возвращаться назад, и в отведенное себе время возможешь совершишь должное правило. А потом (может быть, может быть!) твое правило можно будет и увеличить.
Понимай, что на молитве ты предстоишь Самому Богу. Лично, один на Один, ты и Он. Ты обращаешься к Творцу всяческих, виновнику всякого бытия, создавшему все вокруг и к своему Создателю. Пошедшему за тебя на смерть и теперь терпящему твою неблагодарность, твое зло, распутство и надругательство, но не оставившего тебя, хотя ты оставил Его. Вот к Кому ты обращаешься. При этом категорически и безисключительно запрещено воображать себе на молитве ангелов, святых, Божью Матерь, Бога. Молясь, просто знай, что Бог — есть, но не пытайся себе Его представить. Ум на молитве должен быть б е з в и д е н — это абсолютное правило. Икона просто напоминает тебе о Боге, Матери Божией и святых Его и ангелах. Попытки такого воображения приводят к прелести. Твоя задача — обратиться ко Господу и принести Ему свое сердце, а не возбуждать в себе нервно-психическое расстройство. А то так и стигматы недолго заработать — подобно тому, как в гипнотическом трансе гипнотизер прикладывает к руке карандаш, внушая, что это зажженая сигарета, и ожог действительно возникает. Не занимайся самовнушением, не загони себя в измененное состояние сознания, блюди свой ум и сохрани на молитве его ясность, а не отрывайся от действительности и не витай в облаках. Ты, вот здесь и сейчас — пред Богом.
Не жди от молитвы ничего особенного, не ищи на молитве каких-то особенных состояний или ощущений — это было бы широким шагом к прелести. Если во время молитвы тебе померещится какой-то свет или тепло, или чье-то присутствие, отринь это от себя, сосредоточься на словах молитвы, взывая к Господу о помиловании. Не Святой Дух тебя посетил, не дорос ты еще. Когда дорастешь? Преподобный Серафим Саровский на воздухе молился, — вот это и пусть будет для тебя критерием.
Поначалу ты будешь молиться чужими словами. Зачем, спрашивается, чужими, своих слов что ли нет? В том-то все и дело, что и вправду нет. Да и откуда им бы взяться? Наши православные молитвы — это переданный нам святыми отцами из глубины веков вопль, выражающий их духовное состояние. Не зная, не испытывая этого состояния, откуда ты возмешь слова? Сначала пойми, какие переживания, какой духовный опыт породил предлагаемые тебе молитвы. Для этого молись из сердца, так, как будто это твои собственные слова. А потом, через год, а может и через пять, опытно познав и пережив, что такое есть сокрушение сердечное, к тебе придут слова твои собственные — но не как слова именно, а как выражение своего, а незаемного теперь покаяния.
Обрати особое внимание и придерживайся неукоснительно (!) следующего правила: молитва должна быть неспешной. Да и как можно спешить, имея пред собою настолько великие задачи? Это уже не молитва получится, а так, выражаясь модным околохристианским словечком, — молитвословие одно. То есть болтание языком, виляние рукой и кивание пред святыми иконами. Был случай, один древний инок увидел у себя в келье перед иконами беса. Коренастого, приземистого, отвратительного, с огромной безобразной головой как горшок. Бес быстро-быстро, с очень большой скоростью, бормотал слова псалмов. «Да неужто ты молишься?» — поразился инок. «Нет,» — был ответ, — «я надругаюсь над молитвой,» — сказал бес и исчез.
Если можешь, ничего не проси у Бога, никаких благ земных. Как мы обычно молимся? Мол, Господи, дай мне то, дай сё, дай вот это и вот это… Коротко говоря, Господи, дай мне блага. Сам Ты мне не нужен, мне нужны блага, которые Ты можешь дать. Вот и дай, а Сам отойди, отойди пока… потом как-нибудь.
Все, что потребно для твоей молитвы, заключено в молитвослове для мирянина, и ничего сверх того не надобно. Единственное исключение — просить для других. Вот это можно. А особенно — просить за умерших: родных, близких, друзей, благодетелей, — это будет твоей реальной помощью усопшим, которые сейчас беспомощны. Только не увлекайся и не воображай себя молитвенником за весь мир. Немногие святые могли себе такое позволить, позаботься сначала о своей душе. Не уподобляйся сапожнику без сапог или блудному проповеднику нравственности, кто ты такой, чтобы просить за весь мир? Количественное соотношение тех и других молитв ты найдешь во все том же православном молитвослове для мирян.
Еще один жизненно важный момент.
Мы ведь как хотим получить какой бы то ни было результат? Да очень просто, в идеале — без утруждения себя. С молитвой это не пройдет. Чтобы молитва была действенной, утруждай себя жизнью по заповедям. Никакого прока не будет, если молитва не будет сопровождаться постом. Постом в широком смысле, то есть воздержанием от гнева, страсти, лени, вовровства, лукавства, зависти, а не только воздержанием от пищи. Пост — это не диета.
Помимо этого, человек — это не одна его душа, человек состоит в том числе и из тела тоже. Поэтому не надо молиться, лежа на подушках (исключение — болезнь). Молись стоя. Лучше перед святыми образами. Не бойся лишний раз поклониться или встать на колени. Стой не в развязной позе, а по стойке смирно, как подобает стоять пред Царем всего. Молитвы покуривая не получится. Отцы говорили так: «Всякая молитва, при которой не утрудится тело, а сердце не придет в сокрушение, признается недозревшим плодом: потому что такая молитва — без души» (святой Исаак Сирский). Молитва, которая не соединена с утруждением души, оказывается бессильной. Мало того. Молитва, которая не соединена с утруждением тела, оказывается бесплодной.
Молитва без утруждения души и тела — бессильна и бесплодна.
- 2. Когда молиться?
А всегда, когда можешь. Минимально — по правилу преп. Серафима Саровского. Утром, в обед и вечером по три раза «Отче наш…» и «Богородице, Дево, радуйся…», и один раз Символ Веры. А в перерывах между этим Иисусову молитву, сколько сможешь. Практикой православной жизни установлены утренние и вечерние молитвы, их ты найдешь в православном молитвослове. Но в любом случае посоветуйся со священником.
Вопросы батюшке
Здравствуйте! 6 октября в 18.00 будет следующее Таинство Соборования
Добрый день, Мария Таинство Крещения в нашем храме совершается: — по субботам с 11:00 — по воскресеньям с 10:00 — по будням с 11:00 Предварительно каждую субботу проводятся в храме в 15.00 огласительные беседы перед Таинством Крещения
Служу ежедневно
Я считаю, что каждый может найти свой путь к Богу.