Литургия в Свято Вознесенском храме Сыктывкар, празднование Смоленской иконы Божией Матери, служба в Церкви Кируль

10 августа – празднование Смоленской иконы Божией Матери, Литургия в Свято Вознесенском храме Сыктывкар

Литургия в Свято-Вознесенском храме Сыктывкар. Служили священники храма О.Иоанн, О.Олег, О.Серий, дьякон О.Владимир

  • Сегодня, 10 августа 2025 года, Православная Церковь за богослужением чтит память Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (Путеводительница) (принесена из Царьграда в 1046 г.); апп. от 70‑ти Прохора, Никанора, Тимона и Пармена диаконов (I).; свт. Питирима, еп. Тамбовского (1698); собор святых Тамбовской митрополии; прп. Моисея чудотворца, Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV);мчч. Иулиана (II), Евстафия (ок. 316) и Акакия (ок. 322); прп. Павла Ксиропотамского (X); сщмч. Николая Пономарева диакона (1918); прмч. Василия Эрекаева, прмцц. Анастасии Камаевой и Елены Асташкиной, мчч. Арефы Ерёмкина, Иоанна Ломакина, Иоанна Сельманова, Иоанна Милешкина и мц. Мавры Моисеевой (1937); Гребневской (1380), Костромской (1672) и «Умиление» Серафимо-Дивеевской (1885) икон

Божией Матери. Чтимые списки со Смоленской иконы Божией Матери: Устюженская (1290), Выдропусская (XV), Христофоровская (XVI), Супрасльская (XVI), Югская (1615), Игрицкая (ок. 1622), Шуйская (1654–1655), Седмиезерная (XVII), Сергиевская (в Троице-Сергиевой Лавре) (1730).

Икона Божией Матери «Одигитрия», что значит «Путеводительница», по Церковному преданию была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. 

Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.

В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список, который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 — каменная.

Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль.

Так благоговейно хранили наши предки эти иконы-сестры, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину. После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск.

Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России.


Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, которым положено празднование в этот же день. Святая икона Божией Матери Одигитрии — одна из главных святынь Русской Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: «Ты верным людям — Всеблагая Одигитрия, Ты — Смоленская Похвала и всея земли Российския — утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!».

  • Тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Одигитрия», глас 4:
  • К Богородице прилежно ныне притецем,/ грешнии и смиреннии, и припадем,/ в покаянии зовуще из глубины души:/ Владычице, помози, на ны милосердовавши,/ потщися, погибаем от множества прегрешений,/ не отврати Твоя рабы тщи,// Тя бо и едину надежду имамы.
  •  Кондак Божией Матери пред иконой Ее «Одигитрия», глас 6:
  •  Предстательство христиан непостыдное,/ ходатайство ко Творцу непреложное,/ не презри грешных молений гласы,/ но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти:/ ускори на молитву и потщися на умоление,// предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Примечание: Email не публикуется